Дмитрий Менделеев

./assets/img/people/mendeleev/portrait.png

назад на главную

ПРОРОЧЕСТВО ВЕЛИКОГО ХИМИКА

О чем вы подумаете, услышав фамилию Менделеев? Ну конечно же, о периодической системе элементов. Великий химик обессмертил себя ее созданием. Есть легенда, что система якобы ему приснилась. Может, и так, но такое возможно, только если много лет думать о ней круглосуточно, в том числе и во сне. Между тем думал ученый не только о таблице, оставшись в истории как автор множества других открытий. В 1863 году Меделеев посетил нефтяные промыслы в Баку. Добытую нефть тогда перевозили для перегонки в бурдюках и бочках на арбах, запряженных лошадьми, верблюдами или мулами.

В процессе участвовало порядка 10 000 возчиков, каждому из которых, естественно, приходилось платить. Пусть это были небольшие суммы, но помноженные на 10 000 — представьте себе, во сколько это обходилось владельцам промыслов!

Если на добычу пуда нефти (16 кг) уходило 3 копейки, то на его перевозку в бакинский Черный город (это всего-то порядка 10 км) тратили 20 копеек, то есть почти в 7 раз больше.

Неудивительно, что нефтеперегонный завод Кокорева под Баку терпел убытки. Купец был одним из богатейших коммерсантов России и чем только не занимался — от соли и водки до железных дорог. А нефтяной бизнес по изложенной выше причине шел плохо. И Кокорев стал искать человека, который помог бы сделать его прибыльным. Менделеев, которого купец отыскал в Санкт-Петербурге, вспоминал: «Кокорев предложил мне посетить завод и сказать, следует ли его закрыть или какие средства нужно применить для того, чтобы завод работал с барышом, а не в убыток».

Нефть наливают в бочку. Иллюстрация из книги «Тридцать лет деятельности Товарищества нефтяного производства братьев Нобель». 1909

Так в 1859 году на заводе Кокорева появился молодой доцент-химик, никакой таблицы к тому времени еще не открывший.

Зато его тогдашних знаний хватило на разработку прообраза современного технологического процесса перегонки и транспортировки нефти. Менделеев провел опыты, в результате которых выход керосина из сырой нефти удвоился. Если раньше из шести пудов получалось не больше пуда керосина, то благодаря новшествам Менделеева завод стал выдавать свыше двух.

В итоге, по воспоминаниям Менделеева, «завод стал давать доход, несмотря на то что цены на керосин стали падать». А отечественный керосин впервые смог конкурировать с американским, который поставляли из Пенсильвании, как по качеству, так и по цене. Нефтяная отрасль в России стала рентабельной во многом благодаря Менделееву. Сам он после успешной работы с Кокоревым продолжил заниматься нефтяной темой.

Нефтеперегонная установка непрерывного действия, изобретенная Д.И. Менделеевым

В 1876 году он ездил в США, в штат Пенсильвания, чтобы изучить американский опыт и переложить его на отечественные реалии. В изданной по итогам поездки книге «Нефтяная промышленность в североамериканском штате Пенсильвания и на Кавказе» великий химик первым в мире высказал мысль о стратегических нефтепроводах, связывающих разные части света.

К 1890 году на Балаханах эксплуатировалось уже 25 трубопроводов общей протяженностью около 300 км, по которым ежесуточно перекачивалось более 20 тыс. т нефти, а обходилось это уже не в 5, а в 10 раз дешевле дедовских методов.

Строительство нефтепроводов Шухова стало первым шагом на долгом пути: сегодня одна только компания «Транснефть», мировой лидер отрасли, имеет в своем распоряжении 68 тыс. км магистральных трубопроводов. Изобретением же технологии транспортировки сырья Россия обязана разностороннему таланту Владимира Шухова. Вспомните об этом, когда будете проходить мимо телебашни на Шаболовке.