Для транспортировки нефти человек построил сотни тысяч километров трубопроводов. Мы давно привыкли к тому, что нефть от месторождений бежит по трубам, и сейчас даже не верится, что когда-то было по-другому. А ведь было! На заре развития отрасли нефть перевозили в бурдюках и бочках на гужевых повозках. Так делали и в России, на Апшеронском полуострове, перемещая бочки с черным золотом от района нефтедобычи Балаханы до нефтеперерабатывающего завода в Черном городе — так называли нефтяную окраину нынешнего Баку.
Добыча нефти в Баку, 1904
Проект, автором которого стал Владимир Шухов, включал в себя так называемую линейную часть и первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища. До этого нефть хранили в открытых прудах — лишь незадолго до Шухова американцы догадались строить металлические хранилища, которые, в отличие от шуховских, тоже были открытыми и прямоугольными, что делало их возведение дороже, а эксплуатацию — сложнее.
Бакинский нефтеперегонный завод, 1905
Нововведение встретило серьезное сопротивление владельцев гужевых повозок, которые зарабатывали на транспортировке нефти. Из-за поджогов и вредительства пришлось выставить охрану по всему маршруту трубопровода — это около 10 км пути. Диаметр труб составлял 3 дюйма (7,62 см), а объем перекачки нефти — 1280 тонн в сутки или 467 200 тонн в год.
Сегодня эти цифры кажутся скромными: для сравнения, протяженность недавно построенной системы Заполярье — Пурпе — Самотлор — 919 км, а ее максимальная пропускная способность может составить до 45 млн тонн нефти в год. Но в XIX веке введение в эксплуатацию нового нефтепровода буквально перевернуло представления об отрасли. Расходы на транспортировку снизились в пять раз, а затраты на строительство окупились уже в течение года. Это заставило другие нефтедобывающие фирмы пойти тем же путем: тогда окончательно стало ясно, что за трубопроводами будущее.
Фонтанирующая буровая установка в Баку, 1924