назад на главную

V. ПО СИНЕМУ МОРЮ

В октябре 1964 года советские газеты сообщили сенсационную новость: у партии и правительства теперь новые руководители. Вместо попавшего в опалу Никиты Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС избран Леонид Брежнев, а председателем Президиума Совета министров СССР (по-нынешнему - премьер-министром) стал Алексей Косыгин. Перемены наделали столько шума, что мало кто обратил внимание на другую информацию в газетах за тот же день. У причала перевалочной нефтебазы «Шесхарис» в Новороссийске загрузили «Лихославль» - первый советский танкер с нефтью отправился в Европу (конкретно — в Италию).

С экономической точки зрения масштаб и важность этой новости были сопоставимы с тем, какое значение перестановки во власти имели для политики. Именно с этого дня началась история нефтяных терминалов "Транснефти" — и сейчас основные экспортные поставки российской нефти и нефтепродуктов идут через морские порты.

За минувшее с тех пор время на перевалочном комплексе «Шесхарис» было отгружено — вы только представьте себе — более полутора миллиардов тонн углеводородов (помимо нефти «Шесхарис» переваливает топочный мазут и дизельное топливо).

Нефтеналивной район порта Шесхарис в Новороссийске

Строительство нефтеперевалочного комплекса в Новороссийске, кстати, держал на своем личном контроле сам Хрущев, смещенный со всех постов в день его ввода в эксплуатацию. Проектирование "Шесхариса" было начато в 1960 году. Соответствующие постановления Советов министров СССР и РСФСР вышли еще раньше — в 1956-м и 1959-м. На берегу Цемесской бухты развернулась гигантская стройка. В начале 1964 года газета «Новороссийский рабочий» опубликовала статью под названием «Особо важная стройка». В ней монтажник Пискунов из комсомольской бригады СМУ-5, рассказывал:

«Сейчас трудно узнать огромную площадку Шесхариса. За минувший год мы излазили местные горы вдоль и поперек. В бетон оделся берег, поднялся причал, к которому будут швартоваться океанские танкеры».

Вообще же схема комплекса выглядит так. Он состоит из двух площадок - "Грушовая", где в резервуарах формируются танкерные партии, и собственно «Шесхарис», где происходит загрузка. Они связаны друг с другом специальным технологическим тоннелем длиной более 3 километров, проложенным через Маркхотский хребет. От «Грушовой», расположенной на несколько сотен метров выше, чем наливные причалы, нефть по трубам сама собой стекает вниз, проходя попутно пункты учета количества и контроля качества сырья. Ну а далее попадает на суда. Танкер нужно пришвартовать строго в назначенное место — ведь его приемные фланцы должны точно совпасть с наливными рукавами, расположенными на причале. А танкер — не шлюпка, развернуть его непросто, поэтому для моряков швартовка — целое искусство. После присоединения наливных рукавов происходит проверка герметичности стыков, и в танкер начинает поступать нефть (если вдруг танкер отнесет волной, подача сразу же автоматически прекратится).

Стандартную партию нефти в 100 тысяч тонн заливают примерно 14 часов. Один из причалов «Шесхариса» способен загрузить и более крупные суда — до 250 тысяч тонн. А нефтепродукты заливают меньшими партиями: мазут до 40 тонн, дизельное топливо — до 30.

Перевалочная нефтебаза на мысе Шесхарис

С момента ввода «Шесхариса» в эксплуатацию оттуда вышли более 25 тысяч танкеров с новороссийским сырьем. До 2001 года, пока на Балтийском море не заработал нефтепорт Приморск, он был единственным нефтяным терминалом «Транснефти».