Давайте проведем эксперимент. Попробуйте перелить воду из одной банки в другую. Чего тут пробовать, удивитесь вы, это же секундное дело. И будете, конечно, правы.
Теперь попробуйте перелить из такой же банки мед. Он густой, и сделать это будет гораздо сложнее. А теперь подогрейте мед — задача значительно упростится.
То же самое происходит и при транспортировке нефти по трубам. Чем она более вязкая, тем хуже течет.
Снизить температуру застывания нефти можно следующими способами: депарафинизация, термическая обработка нефти, разбавление ее низкозастывающими нефтями или нефтепродуктами, обработка присадками, механическое перемешивание. Ученые провели эксперименты, и стало ясно, что термообработка мало влияет на температуру застывания нефти указанных выше месторождений, поскольку она характеризуется большой концентрацией твердых парафиновых углеводородов и малым количеством асфальто-смолистых веществ — асфальтенов. Разбавлять ее другой нефтью или введением присадок также сочли нецелесообразным.
Так появилась идея «горячих» трубопроводов, первый из которых появился в нашей стране в 1955 году и предназначался для перекачки нефти с промыслов Озек-Суат, Величаевка, Зимняя Ставка и месторождений Прикумской равнины.
Так был построен магистральный нефтепровод Озек-Суат — Грозный диаметром 325 мм и протяженностью 200 км. Он был спроектирован в расчете на зимние условия работы. При этом учитывалось, что нефть по прибытии на следующий пункт подогрева должна
иметь температуру хотя бы на 5 °С больше, чем температура застывания: это обеспечивало запас надежности. Резервы мощностей насосного оборудования позволяли в 1,2-1,3 раза увеличить давление в трубопроводе на случай непредвиденных ситуаций
— образования пробок, возобновления перекачки после остановки и т. д. Запас вообще был весьма велик: в начальный период функционирования трубопровода по нему перекачивались относительно небольшие объемы нефти, но в перспективе производство
планировалось существенно увеличить. Эту перспективу и заложили в проект. А пока перекачку вели циклически, то есть с перерывами (это также было сделано впервые). С этой целью на головной площадке нефтепровода и на промежуточных станциях предусмотрели
емкости для накопления нефти. Пунктов подогрева было семь, и необходимое их количество определили так: рассчитали скорость остывания нефти по мере перекачки и выяснили, что зимой при начальной температуре подогрева 60 °С и конечной температуре
28 °С расстояние между пунктами подогрева должно составлять около 30 км. И разделили на это число общую длину трубопровода.
До 60-х годов трубопровод работал в режиме двух перекачек в месяц продолжительностью 6–9 дней каждая. Среднесуточная производительность составляла 5400 тонн в сутки. На время остановки (до 10 дней) озек-суатская нефть замещалась легкой незастывающей
нефтью, температура которой к концу периода остановки понижалась до 8-9 °С (на 1-2 °С выше температуры грунта).