николай щукин

./assets/img/people/shukin/portrait.png

назад на главную

НЕФТЯНАЯ МАГИСТРАЛЬ

Если у вас есть нефть и вы умеете перегонять ее по трубам на короткие расстояния, то рано или поздно вы задумаетесь, отчего бы не перегонять ее на длинные. Дмитрий Менделеев предложил перекачивать нефть с каспийского побережья на черноморское — для дальнейшего экспорта в Европу. Какой-то период эта идея оставалась лишь идеей, но пришло время — и, что называется, жизнь заставила реализовать ее.

Нефтепереработка, как и нефтедобыча, в царской России традиционно была сосредоточена в Баку. Производимый на берегах Каспия керосин, действительно, отправляли в Батуми, но использовали для этого Закавказскую железную дорогу.

И вот к концу 1880-х годов стало ясно, что она перестала справляться с этой задачей: нефти добывали все больше, а пропускная способность дороги увеличиться никак не могла.

Тормозилось развитие целой отрасли, которая все прочнее вставала на ноги. В результате было принято решение о строительстве керосинопровода до Батуми производительностью 1 млн тонн в год. Разработку проекта доверили группе под руководством профессора Санкт-Петербургского технологического института Н. Л. Щукина.

Крупнейшую по тем временам в мире систему протяженностью 882 км, с диаметром труб 204 мм, пропускной способностью 900 тыс. тонн в год и 16 перекачивающими станциями начали возводить в 1897 году, строили около 10 лет и сдали в эксплуатацию летом 1906 года. Происходило все в три этапа. Сначала ввели в строй самый сложный для железнодорожных перевозок участок со стороны Батуми. Шел он через Сурамский перевал в Михайлово и составлял 228 км. В 1904 году был открыт участок керосинопровода Аг-Тагля — Михайлово, а в 1906 году — участок Баку — Аг-Тагля.

Керосинопровод Баку — Батуми был обустроен по последнему слову техники; по тем временам это было настоящее инженерное чудо.

Фонтанирующая скважина на Бакинских нефтяных промыслах

Процесс же его возведения был чрезвычайно сложен (что, согласитесь, естественно, ведь раньше в России никто ничего подобного не делал). Монтажные работы велись вручную. Трубы соединялись с помощью резьбовых муфт и покрывались антикоррозионной изоляцией — окрашивались свинцовым суриком на олифе, обматывались джутовой тканью и вновь окрашивались свинцовым суриком. Перекачивающие станции были оборудованы поршневыми насосами с приводом от паровых или дизельных двигателей.Трубопровод строили строго вдоль исчерпавшей свои возможности железной дороги. Судите сами: длина трубопровода 882 км, длина железнодорожной ветки 900 км — это практически то же самое. Кратчайшее же расстояние между Баку и Батуми по прямой (по воздуху) — 725 км, то есть потери на обходы и отступы были минимальны (не будем забывать при этом, что строительство велось в горной местности). При переброске через реку Куру трубопровод вообще подвесили к железнодорожному мосту. А на другом участке проложили трубы в четырехкилометровом Сурамском тоннеле (руководство железной дороги было, кстати, категорически против). В свою очередь, вдоль трассы трубопровода «заодно» проложили и линию телефонной связи.

Уже после смерти Менделеева, в советское время (с 1931 года), по этому трубопроводу начали перекачивать сырую нефть, то есть де-факто он стал нефтепроводом. Ветка Баку — Батуми открыла новую, магистральную эру трубопроводного транспорта в нашей стране. До 1914 года в России успели построить еще три магистральных трубопровода (Майкоп — Краснодар, Калужская — Афипская и Махачкала — Грозный).

К 1917 году общая протяженность трубопроводов в стране составляла 1,1 тыс. км.

Нефтепровод на пристань для залива нефти в танкер, 1900

И первые 10 лет после революции страна жила, пользуясь этими достижениями царской России: в Гражданскую войну было не до прокладки труб, и этот показатель долгое время оставался неизменным.

Кстати, именно Менделеев первым предсказал роль нефти в промышленности будущего. Русский ученый предложил программу комплексной реорганизации всего процесса транспортировки нефти, основными этапами которой были: полная ликвидация транспорта нефти на гужевых повозках; массовое строительство нефтепроводов; замена земляных нефтяных амбаров на железные резервуары для хранения нефти; постройка наливных барж для перевозок нефти по воде; использование насосов для перекачки нефти; строительство нефтеперегонных заводов и складов внутри страны на водных магистралях, в том числе на Волге, что еще более облегчит транспортировку по водному пути.