назад на главную

VI. ИЗ СИБИРИ С ЛЮБОВЬЮ

«Сегодня шаимская нефть, покрыв четырехсоткилометровый путь, появилась в Тюмени. Первые тонны черного золота влились в резервуары наливной станции. Нефтепровод Шаим – Тюмень вступил в строй». Так 21 декабря 1965 года «Тюменская правда» писала об историческом событии — открытии первого сибирского нефтепровода. Почему историческом? Судите сами.

До строительства магистрали шаимскую нефть (по названию села Шаим Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа, близ которого ее добывают) отправляли на Омский нефтеперерабатывающий завод водным путем. Недостатки этого способа транспортировки очевидны, и их сразу несколько.

Во-первых, время. Нефть сначала надо было погрузить на наливные баржи и танкеры, потом они медленно ползли по реке в сторону Омска, потом разгрузка... Во-вторых, число этих судов было ограничено, а нефтедобыча развивалась. Складывалась ситуация из серии «и рады бы сделать больше, да подводят смежники». Наконец — и это главное — при таком раскладе нефтедобыча, что называется, зависела от погоды. Работы были привязаны ко времени года, поскольку период судоходства в условиях сурового сибирского климата был весьма ограничен.

Завершение строительства первого сибирского нефтепрвода Шаим – Тюмень 1965

Строительство же положило конец этим мучениям. Нефтепровод диаметром 520 мм, протяженностью 410 км и производительностью 7,2 млн. т в год дал возможность отправлять сырье по трубе до Тюмени.

А уже там, на нефтеналивной станции, она «делала пересадку»: в Омск ее отправляли по железной дороге. Которая, как мы знаем, от сезона не зависит, и работы отныне можно было вести круглогодично.

Возможно это стало благодаря поистине титаническому труду тех, кто возводил трубопровод. Никому из них раньше не приходилось работать в таких условиях, хотя среди специалистов и рабочих были и те, у кого за плечами был опыт строительства нефтепровода «Дружба».

Не зря в газетах называли стройку «трассой мужества». Продвигались шаг за шагом, по пояс в болотной жиже, преодолевали реки. Жили в палатках, еду готовили на костре, отбивались от полчищ комаров и мошкары — никаких репеллентов и фумигаторов тогда еще не было. Работали в условиях полного бездорожья (единственный, по сути, доступный транспорт — это вертолет). Строители вспоминают, что могли месяцами идти и не встретить ни дома, ни человека. Почти на два месяца работы задержал небывалый разлив рек. Тем ценнее, что нефтепровод, несмотря на все эти трудности, был построен в рекордно короткие сроки, почти на полгода раньше намеченной даты. В ноябре 1965 года две бригады строителей, почти 500 дней шедшие навстречу друг другу, встретились близ поселка Усть-Лаут. А еще через месяц по трубам потекла шаимская нефть.