назад на главную

VII. УМНЫЙ ВЕНТСПИЛС ОБОЙДЕТ

Распад СССР нанес сокрушительный удар по и без того переживавшей не лучшие времена экономике страны. Вместо одного государства вдруг появилось 15, каждое из которых пыталось извлечь максимальную выгоду из доставшегося ему куска экономического пирога. Десятилетиями налаживавшиеся связи между бывшими союзными республиками разрушились, от чего пострадали даже те немногие отрасли, в которых на закате СССР все было в порядке, — такие как нефтяная промышленность. Ведь основные экспортные маршруты российской нефти пролегали через бывшие советские республики. Нефтяные терминалы, построенные «единым и неделимым Союзом», к примеру, в странах Балтии (Вентспилс в Латвии, Бутинге в Литве), теперь оказались за границей, чем прибалты не преминули воспользоваться. За транзит сырья по своей территории они без тени смущения запросили колоссальные деньги — речь шла о сотнях миллионов долларов в год. Кроме того, все это было просто ненадежно. Отношения с Вильнюсом и Ригой продолжали ухудшаться, и возрастал риск срыва экспортных поставок в принципе.

Стало очевидно, что с этим нужно что-то делать. И столь же очевидно, что именно: идти в обход.

Так родилась Балтийская трубопроводная система (БТС) — первый крупный магистральный нефтепровод, построенный в постсоветское время. Проектирование его было в 1997 году поручено «Транснефти». БТС создавалась для того, чтобы обойти несговорчивых «посредников» и поставлять нефть в Европу напрямую. И вот введенная в строй в 2001 году трубопроводная система связала нефтяные месторождения Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья с российским портом Приморск в Ленинградской области (там был построен нефтеналивной терминал). Сырье теперь можно было отправлять в Европу танкерами со своей территории, не завозя в Литву или Латвию.

Стендеры нефтеналивного причала в Приморске

Строительство же положило конец этим мучениям. Нефтепровод диаметром 520 мм, протяженностью 410 км и производительностью 7,2 млн. т в год дал возможность отправлять сырье по трубе до Тюмени.

А уже там, на нефтеналивной станции, она «делала пересадку»: в Омск ее отправляли по железной дороге. Которая, как мы знаем, от сезона не зависит, и работы отныне можно было вести круглогодично.

Возможно это стало благодаря поистине титаническому труду тех, кто возводил трубопровод. Никому из них раньше не приходилось работать в таких условиях, хотя среди специалистов и рабочих были и те, у кого за плечами был опыт строительства нефтепровода «Дружба».

Проектная мощность первой очереди БТС составила 12 млн т в год, но это было лишь начало: производительность системы постоянно росла. Летом 2003 года она увеличилась в полтора раза и достигла 18 млн т в год, а к концу того же года выросла еще в полтора и была доведена до 30 млн т. К 2004 году пропускная способность БТС вышла на уровень 42 млн т, а в конце 2006-го на экспорт уже могло отгружаться 74 млн т нефти в год. К независимости своего экспорта Россия шла семимильными шагами.

Балтийский маршрут пользовался большим спросом у российских нефтяников, но запас мощности БТС уже был исчерпан, и поэтому правительством была поставлена задача разработать проект ее дальнейшего расширения.

И вот в июне 2009 года началось сооружение второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Срок ее сдачи в эксплуатацию был намечен на конец 2012 года, но уже в марте, с опережением на девять месяцев, в порту Усть-Луга все той же Ленинградской области был запущен новый нефтеналивной комплекс с резервуарным парком в 400 тыс. м³. Из порта вышел «Невский проспект» — первый танкер с нефтью, поступившей по БТС-2. В рамках проекта был построен магистральный трубопровод общей протяженностью 1000 км и мощностью 30 млн т нефти в год, возведены две НПС, реконструированы еще две.

Трасса трубопроводной системы проходит по территории Брянской, Смоленской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. Она оборудована системой контроля утечек, которая бьет тревогу не только при повреждениях, но и при обнаружении у трубы посторонних людей — чтобы обезопасить ее от незаконных врезов.

В строительстве участвовало около 5000 человек и 3000 единиц тяжелой техники. Применены инженерные новшества — так, например, стандартные 11-метровые трубы сваривали по две, что называется, «на берегу» и отправляли на место уже в таком собранном виде. Это давало колоссальную экономию времени. Чтобы сварить трубы «в поле», требовался час. На базе же процесс занимал всего минут 20, то есть втрое меньше. Это позволило уложиться в рекордно короткие сроки даже несмотря на усложняющие дело обстоятельства: район строительства был болотист, безлюден, во многих местах человек не появлялся очень давно и, как следствие, после Великой Отечественной войны там до ХХI века оставалось огромное число мин и неразорвавшихся снарядов. Так что перед строителями «в дозоре» шли саперы, разминировавшие территорию: очевидцы утверждают, что ржавые боеприпасы вывозили оттуда чуть ли не грузовиками.

Осенью 2018 г. ООО «Транснефть – Порт Приморье» отгрузит миллиардную тонну нефти и нефтепродуктов