назад на главную

VIII. МЕСТО НАЗНАЧЕНИЯ — КИТАЙ

Люди старшего поколения еще помнят времена, когда отношения между Россией и Китаем были далеки от идеальных. Полвека назад Пекин обвинял Москву в «извращении марксизма», а дорогу, которая вела к посольству СССР, переименовал в «улицу Борьбы с Ревизионизмом». К счастью, те времена остались в прошлом: улица сейчас носит вполне безобидное название «Первая улица, идущая к северу после входа в ворота Дунчжимэнь», а Китай стал стратегическим партнером России.

Экономическое сотрудничество двух стран наращивает темпы каждый год. А с ними увеличиваются и поставки в Поднебесную российской нефти.

Рано или поздно неизбежно должен был встать вопрос о том, чтобы протянуть в Китай отдельную ветку трубопровода.

Конкретные очертания эта идея обрела в 2009 году: 21 апреля страны подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере.

Помимо прочего, оно предусматривало строительство нефтепровода от российского Сковородино до границы с КНР. Нефтепровод является ответвлением от крупнейшей трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Эта система строилась не только для того, чтобы снабжать нефтью российские регионы Дальнего Востока, но и для поставок сырья потребителям в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай, что логично, оказался в первых рядах.

Сорт нефти, поставляемой по МН «ВСТО», получил одноименную маркировку (ESPO)

В том же 2009 году был сварен первый стык трубопровода. Годом позже, в августе 2010-го, объект сдали в эксплуатацию, а первая нефть в Китай стала поступать по трубопроводу 1 января 2011 года, когда в западных регионах России (с учетом разницы во времени) еще праздновали Новый год. Протяженность линейной части российского участка составляет 63,4 км. Сдача нефти осуществляется на приемо-сдаточном пункте «Джалинда» близ одноименного села на берегу реки Амур, по которой, собственно, и проходит на этом участке российско-китайская граница. Нефти ни река, ни граница, естественно, не помеха: оказавшись на китайской территории, черное золото поступает на НПС «Мохэ». Производительность нефтепровода изначально составляла 15 млн т в год. Однако, как уже говорилось, торгово-экономические связи России и Китая бурно развиваются. И уже в 2014 году пропускная способность была увеличена до 20 млн т в год.

Нефтепорт Козьмино – конечная точка «ВСТО»

Ну а в прошлом году трубопровод был продлен: завершились работы на второй нитке нефтепровода «Мохэ — Дацин», по которой с 1 января 2018 года в рамках проекта «Сковородино — Мохэ — Дацин» нефть из России поступает вглубь китайской территории. Длина трубопровода, проходящего по территории Северо-Восточного Китая, превышает 940 км. Ежегодно по нему планируется поставлять до 30 млн т нефти —вдвое больше, чем на первом этапе.