Не откроем Америки, если скажем, что возведение любого трубопровода — исключительно сложная задача. От мельчайшего инженерного нюанса порой зависит судьба всего проекта, а строителям приходится работать, мягко говоря, не на паркете. Топи и болота, горные хребты и водные преграды… Ряд легко продолжите сами. И все же есть сооружения, которые стоят особняком даже среди себе подобных. Самый северный в нашей стране магистральный нефтепровод — как раз из таких.
Она призвана связать месторождения Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края с нефтеперерабатывающими заводами на юге Сибири, а кроме того — с еще одним стратегически важным нефтепроводом, «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО).
Распоряжение о строительстве нефтепровода было подписано в апреле 2010 года. Работы велись в два этапа: сначала «Пурпе — Самотлор», а затем «Заполярье — Пурпе». Первый из этих участков был введен в эксплуатацию уже в октябре 2011-го, а через
полгода приступили к строительству второго (и то и другое было поручено «Транснефти»). В январе 2017 года вторая очередь нефтепровода, «Заполярье — Пурпе», была торжественно введена в эксплуатацию, причем о важности этого события говорит тот
факт, что сделал это (в режиме видеоконференции) лично президент России. Уникальная магистральная система заработала в полном объеме.
Нефтепровод способен перекачивать 32 млн т нефти с возможностью расширения до 45 млн т в год. Его ввод в эксплуатацию открыл доступ к системе магистральных трубопроводов целому ряду новых месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского
края. Это Уренгойская группа месторождений, Сузунское, Тагульское, Русское, Русско-Реченское, Восточно-Мессояхское, Западно-Мессояхское, Пякяхинское месторождения. Иными словами, строительство этого нефтепровода можно сравнить с прокладкой
ветки метро в густонаселенный и перспективный, но находившийся до этого на отшибе микрорайон, который в таком случае получает мощнейший толчок для развития. Ямал — богатый нефтеносный край, у которого теперь появилось свое «метро». Это не
говоря о том, что новая «ветка» создала 1500 рабочих мест.
Уникальность нефтепровода не только в его расположении. Магистраль пересекает множество рек (в том числе судоходных), речушек и ручьев, которые в половодье превращаются в одно большое море. К примеру, одна только река Таз разливается на 28
километров! И строителям пришлось на этот случай соорудить подводный переход точно такой длины. А станцию НПС-2, в отличие от других аналогичных объектов «Транснефти», установили на сваях. Их длина варьируется от 8 до 16 метров. Чтобы грунт
не прогревался (и свая стояла крепко, не перемещаясь), на них установлены термостабилизаторы, которые замораживают землю.
Резервуары за Полярным кругом построены по уникальным технологиям, не имеющим аналогов в мире
Для «Транснефти» было важно также не нарушить привычный уклад жизни коренных малочисленных народов Севера, чье основное занятие — разведение оленей, рыболовство, охота, сбор трав и ягод. Эксперты специально изучили маршруты миграции оленьих стад и в нужных местах устроили для них переходы через трубопровод — трубу уводили под землю или поднимали высоко над ее поверхностью. Еще одна проблема была в том, что летом в этих районах цветет ягель — главное природное богатство Севера. Если его повредить, на восстановление понадобится 60 лет. Поэтому работы по прокладке труб вели только в зимний период.
Резервуары за Полярным кругом построены по уникальным технологиям, не имеющим аналогов в мире
Впрочем, «Заполярье — Пурпе — Самотлор» не единственная новая линия нефтяного «метро». Схожую функцию для северных районов Красноярского края выполняет магистральный нефтепровод «Куюмба — Тайшет». Его маршрут в основном пролегает в пределах края. Работы по возведению начались в 2012 году. В 2017-м был введен в эксплуатацию первый этап проекта — пропускной способностью до 8,6 млн т (протяженность линейной части — 700 км). Построены две нефтеперекачивающие станции с резервуарами общим объемом 160 тыс. м³, центральная ремонтная служба и база производственного обеспечения в Богучанском районе Красноярского края. Второй этап планируется завершить в 2023 году. Он предусматривает строительство еще двух НПС: одной — все в том же Красноярском крае, другой — в Иркутской области. Пропускная способность нефтепровода, как ожидается, возрастет до 15 млн т в год.