назад на главную
Мы говорим «Шухов» — подразумеваем «башня», говорим «башня» — подразумеваем «Шухов». Большинство из нас помнят знаменитого русского и советского инженера, архитектора и изобретателя Владимира Шухова по его самому заметному (во всех смыслах слова) творению
— ажурной телевизионной вышке на Шаболовке, построенной по его проекту в 1922 году. Но мало кто знает, что Шухов обессмертил себя еще за 40 с лишним лет до этого, став одним из пионеров строительства трубопроводных систем.
В 70-е годы XIX века Шухов стал автором первой в мире научной теории проектирования, строительства и эксплуатации трубопроводов — де-факто именно он создал и изложил в своих трудах классическую теорию нефтепроводов. И не только предложил теорию,
но и осуществил ее на практике.
Шухов писал, что, с учетом масштабов огромной страны, роста промышленности и все увеличивающейся потребности в черном золоте, это слишком затратный и медленный способ. Нефть должна течь сама! Идея заинтересовала братьев Нобель, развивавших тогда российскую
«нефтянку» на юге империи. И «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» заказало Шухову проект промыслового трубопровода Балаханы — Черный город (от Апшеронского полуострова до нефтяной окраины нынешнего Баку). Шухов стал не только
автором проекта, но и главным инженером строительства первого нефтепровода в России.
Проект включал в себя все сооружения технической инфраструктуры по трассе нефтепровода и первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища (до этого нефть хранили в открытых прудах; лишь незадолго до Шухова американцы догадались строить
для нее металлические хранилища, но они, в отличие от шуховских, тоже были открытыми и прямоугольными, что делало их возведение дороже, а эксплуатацию — сложнее).
Резервуар для хранения нефти, емкостью 50 000 пудов, Чертеж В.Г. Шухова. 1914
Проблему удалось устранить, лишь выставив охрану по всему маршруту трубопровода. По нынешним меркам он, естественно, оказался невелик — всего около 10 километров, от Балаханского месторождения до нефтеперерабатывающих заводов в Черном городе. Да и диаметр труб составлял всего 3 дюйма (7,62 см). Но ведь это было лишь начало! Объем перекачки нефти по трубопроводу Шухова был, мягко говоря, небольшим, а по меркам сегодняшнего дня вообще смехотворным — порядка 1,3 тыс. т в сутки. Но расходы на транспортировку мигом снизились в 5 раз! Окупился нефтепровод тоже стремительно — в течение года, что заставило другие нефтедобывающие компании пойти по тому же пути. Стало ясно, что за трубопроводами будущее, а владельцам гужевых повозок нужно срочно искать себе другое применение. Уже в следующем году по заказу нефтяной компании Лианозова Шухов построил второй нефтепровод, чуть длиннее первого (более 13 километров), а также первый в мире мазутопровод с подогревом. За три последующих года Шухов построил на нефтепромыслах Баку еще три аналогичных нефтепровода.
Первый в России нефтепрвод Балаханы – Черный город 1878
Строительство нефтепроводов Шухова стало первым шагом на долгом пути: сегодня одна только компания «Транснефть», мировой лидер отрасли, имеет в своем распоряжении 68 тыс. км магистральных трубопроводов. Изобретением же технологии транспортировки сырья Россия обязана разностороннему таланту Владимира Шухова. Вспомните об этом, когда будете проходить мимо телебашни на Шаболовке.